13 лет

Присутствие мамы в "эти" дни при крещении ребенка,возможно или запрещено???

Причина невхождения в храм женщины во время месячных та же по которой нельзя входить в храм с кровоточащей раной и дело не в чистоте, а в том в церкви кровь только одна — кровь Христа спасителя и больше никакой. Участие матери в крещении чада очень скромное. Вообще-то если очень строго, то ребенка крестят в помещении при храме, а не в самом храме, и на самой церемонии матери быть нельзя. После крещения происходит торжественное введение во храм и там уже часть службы посвящена переданию матери, грубо говоря... в этой части мать участвует. Думаю что врядли нужно отменять всю церемению из-за вашего состояния...Жизнь в Церкви О так называемой женской "нечистоте" Пархоменко Константин, свящ. О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: "Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…" Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: "Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!" Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни. Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни… Как решить этот вопрос? Для этого нам нужно обратиться еще к дохристинским временам, к Ветхому Завету. В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота — это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин. Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни — все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы. Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности — должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь! Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет. Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое — миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет — оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть — Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14, 6). Спаситель прикасается к мертвым — вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: "Смелее, дочь!" (Мф. 9, 22). Апостолы учили так же. "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, — говорит ап. Павел, — что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто" (Рим. 14, 14). Он же: "Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4, 4). В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом — свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные — как естественные процессы нашего организма — не могут человека отлучать от Бога и благодати. Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, "на всякий случай", или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в "критические" дни лучше не касаться святынь и не причащаться. Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал. Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят. Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении "Апостольские постановления": "Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность. Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе… Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая — ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых. …Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя". В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время — и сразу после рождения ребенка, и во время месячных: "Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?.. Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества… Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать". То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания. На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было. Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда. Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое: "Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом". Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие "добро и чисто". "Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян 17, 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший". По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам "ухищрениями диавольскими", чтобы отвлечь нас от духовной жизни. А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой "приключилось обычное женщинам", он отвечал: "Должно отложить, доколе очистится". Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны — женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться. Но все же — почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины: 1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч. 2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле. 3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях. Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором — непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни? Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: "Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)"? Святейший Патриарх пишет: "Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная — креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься". Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что "эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов". В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции. Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных. Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание — оскверняет человека лишь грех. Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши "церковные бабушки". Именно они пугают новоначальных христианок некой "скверной" и "нечистотой", которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать. Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника. Есть и другие "нечистые" для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота — это именно то, что я обозначил.^ По преданию, именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста.^ Ссылка некоторых батюшек на "каноны" не совсем оправдана. В Православной Церкви нет определения на этот счет, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви. Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, — это не каноны Церкви.^ Именно исторические, а не богословские. Все известные автору т.н. богословские обоснования этого запрета очень натянуты
18.07.2014
Понятно, спасибо большое)
20.07.2014
Я слышала что нельзя, но в Елоховской мне не заппретили находиться при таинстве а в итоге и самой держать сына а крестные стояли сзади...их батюшка сам так поставил , спросил у них знают ли они молитвы (хотя бы одну) они не знали после чего он забрал ребенка у будущей крестной и передал мне, сначала правда прочитал очистительную молитву, чтоб я могла находиться в крестильной и потом сказал бери ребенка.
25.03.2011
Ого ничего себе) Меня удалили,там всех мам попросили выйти.Дочька плакала без меня 1.20,но все равно не сказали чтобы держала я,так крестная и стояла с ней кричащей( А потом меня запустили прочитали молитву,но не разрешили целовать крест и подходить к святыням.На всякий случай батюшка окропил меня святой водой))).
25.03.2011
а у нас вот спросил всех кто собирается быть крестными, знают ли молитвы и ваще как с церковью и когда ходили последний раз и прочее....все крестные, видно было по тому как отвечали с молитвами не дружат, но головами кивали, а мои честные оказались и правду сказали, посещаем редко, молитв не знаем, он и спросил мамочка здесь отрока, я говорю да, идите ко мне говорит, и другие мамочки идите сюда, сразу над нами прочитал молитву и тем сказал встать за крестными ( с нами ещё 2-ое были на крестины) а мне говорит возьми ребенка а крестные пусть встанут за тобой...вот и думай??? В каждой наверное свои порядки, не смотря на то что везде церковь
26.03.2011
Видимо да)
26.03.2011
я короче тока ща увидела....что именно в теме написано...в эти дни, а я не дочитала и пишу околесецу...конечно нет!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Пока женщина не в чистоте (они это так называют) нельзя !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!imageкатегорически а после родов не раньше 40 дней может прийти в церковь, просто придти ил на крестины!
26.03.2011
Ну я выше писала,как у нас все прошло,запусили,но к святыням не прикасалась.
26.03.2011
Настюш дойди до храма и спроси у батюшки,это самое лучшее решение.
16.02.2011
Спасибо Катя,так и сделаю)
18.02.2011
Буквально недавно интересовалась этим вопросом. Итак,исторически,нельзя было женщинам заходить в церковь во время месячных,по причине того,что раньше не было гигиенических средств, т е женщина могла испачкать пол в церкви.В настоящие время,когда есть гигиенические средства-женщина может ходить в храм.Это не грех.Я много читала по этому поводу.Это отголоски старых традиций.Можете в поисковике найти много официальных статей по этому вопросу.!
16.02.2011
Вот спасибо)))
16.02.2011
Нет, если вы спросите у батюшки-он вам скажет категорическое "НЕТ"!! С М. в церковь нельзя! Но и родители на крещении примутствовать по повериям не должны (сейчас с этим послабления). У нас на крещение едут все, кто хотят, кроме родителей! Хотя моя сестра при крещении сына, ездила, но находилась на улице на всякий случай!
16.02.2011
Когда у женщины М. и  будет проходить церимония,то надо спрашивать разрешения у Батюшки. Например,когда идёт поломничество,например по Монастырям,все женщины спрашивают разрешения у Батюшки,могут ли они во время М поломничать.
17.02.2011
Спрошу обязательно.
18.02.2011
Понятно.
18.02.2011
до субботы  мес почти пройдут. Не знаю как у вас, а мы когда крестили, то мам в крестильню не пускали, а потом батюшка звал ( ближе к концу крещения) и читал разрешительную молитву над мамочками. И после этого можно уже в церковь заходить.  
16.02.2011
У меня долго идут(((,боюсь не успеют,может выпить чего-нибудь,таблеток каких,останавливающих мес.
16.02.2011
не  таблеток не надо. А вам на крещении надо быть. Сначала ребенок с крестными родителями, потом когда в купель окунут ( или головку помочат),  потом уже зовут мамочек. Батюшка читает разрешительную молитву. Потом мамочки с детишками вокруг купели ходят, потом мальчиков через алтарь проносят. а девочек у ворот алтаря. Потом батюшка дает  ребенку в ротик кагора ( причастие). Все это  время ребенок с мамой. А крестных уже рядом нет
16.02.2011
если бы у вас не было м., все равно нельзя присутствие матери, какую то молитву должны потом матери читать, я не вникала, но это точно.
16.02.2011
Т.е прочтет,а потом запустят и мне можно?
16.02.2011
сейчас точно спрошу у подруги она крестила
16.02.2011
можно. Просто не желательно но можно в принципе, мама не нужна на крещении - но малышка без вас может загрустить
16.02.2011
Дочь только со мной спокойна,будет плакать никто не успокоит,не знаю что делатьimage
16.02.2011
идти, если очень беспокоит этот вопрос, попросите зайти в церковь и узнать точно.  Но вообще - вы на причастия ходите? посты соблюдаете? )) поверьте, в красные дни не так страшно зайти в церковь. К тому же, сходите причаститесь перед крещением, это желательно.
16.02.2011
Я если честно даже не в курсе,как это делать,причащаться,а посты тем болееimage,но вот думаю дочь покрещу и буду ее возить в храм.Просто это же ее кещение,вдруг мое присутствие с этими днями,повлияет на ее жизнь не хорошо,не дай Бог конечно.
16.02.2011
тогда зачем париться на счет месячных? )))))))
16.02.2011
Не знаю даже,я бываю мнительной очень,когда не нужно и нужно),а это такое волнительное событие,переживаю очень.
16.02.2011
а вы ее и не успокоите, все время крестная будет держать, моя мин. 40 орала(
16.02.2011
Ужас какой,тогда представляю что там будет,лучше мне не видеть этой истерики....
16.02.2011
ну, вашей-то год уже, большая, а крестную она знает хорошо?
16.02.2011
Да нет не очень,если честно она никого знать не хочет кроме меня,все время только со мной проводит. 
18.02.2011
а может до субботы пройдут?! вообще мама нужна на крестинах
16.02.2011
Совсем не пройдут,может так мазать будут,а с такими "заканчивающими можно интерессно?
16.02.2011
А зачем там твое присуствие? Главное что бы крестные мама папа были, а твое там совершенно не нужно, постоишь за дверми, я вот так же стояла, когда дочку крестили...так что отменять ничего не нужно...поговори с батюшкой, который вас крестить будет, он все тебе расскажет...
16.02.2011
Ну я хотела посмотреть просто,переживаю,нельзя,так нельзя,а если 4уже кончаться будут,все равно нет?
16.02.2011
Все зависит от батюшки, одни разрешают присуствие мамы, другие нет. Поэтому и говорю что б поговорила. Но с мес. присуствовать точно нельзя....так, из-за двери понаблюдаешь...)
16.02.2011
Ладно,если вообще за порог пустят)
16.02.2011
Позвони батюшке и поговори, так как у каждого по своему...
16.02.2011
Комментарий удален
16.02.2011
Я спрошу конечно,но если что в машине посижу(
16.02.2011
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Как я меняла стрижку/цвет волос.Как мне было лучше??? Кашель и прогулки - совместимы?